от "А"

редуктор ваз

до "Я"

домашняя страницаустройство диагностика снятие-установка каталог деталей ремонт инструмент масла обслуживание 
редуктор ваз
 

трансмиссионные масла



1. Введение в понятие "трансмиссионные масла"

Трансмиссия любого автомобиля является основным звеном для передачи мощности, развиваемой его двигателем, к ведущим колесам. При этом в агрегатах трансмиссии, включая редуктор ведущего моста, происходит преобразование крутящих моментов и угловых скоростей. Для осуществления данных процессов движутся десятки деталей, преодолевая силы трения. Чем меньше это трение, тем больше механической энергии остается для выполнения полезной работы. Полная реализация технического потенциала, заложенного при разработке агрегатов трансмиссии автомобилей ВАЗ, возможна только при непременном использовании высококачественных смазочных материалов, способных долговременно выдерживать механические нагрузки и высокие температуры. В качестве таковых везде, где вращающий момент передается зубчатыми парами ( коробки переключения передач, ведущие мосты, раздаточные коробки, агрегаты рулевого управления ) применяют трансмиссионные масла.

Более полувека автотранспорту в качестве трансмиссионных масел служили нигролы. Они в большом количестве содержали смолы, благодаря которым обладали высокой смазывающей способностью. На смену нигролам в отечественную автоиндустрию пришло масло ТАД-17и, которое в настоящее время сменил широкий ассортимент смазочных материалов нового поколения.

2. Физико-механические свойства трансмиссионных масел.

К наиболее важным свойствам трансмиссионных масел, среди прочих, относятся:

Кинематическая вязкость трансмиссионного масла - характеризует способность масла течь и затекать в пары трения. Единица измерения кинематической вязкости: мм2/с. В практических целях наиболее важное значение имеет кинематическая вязкость при температуре 100 С. Эта выбранная условно температура наиболее близка по своему значению к той, что имеет место при оптимальном режиме работы в картерах высоконагруженных агрегатов трансмиссии и в зонах основных пар трения (прим. в редукторе ВАЗ высоконагруженной парой трения является главная передача (пара)).

вискозиметр для определения вязкости автомобильных масел

Определение кинематической вязкости нефтепродуктов проводится в соответствии с ГОСТом 33-2000 (ISO 3104-94). В основу метода измерения вязкости положено измерение времени истечения определенного объема масла под действием силы тяжести через калиброванный стеклянный капиллярный вискозиметр. Этот же ГОСТ предусматривает и вычисление по полученным результатам динамической вязкости. Кинематическую вязкость измеряют при помощи вискозиметров различной конструкции (фото одного из представителей таких вискозиметров приведено на фото слева).

Маловязкое трансмиссионное масло лучше проникает в зазоры и охлаждает пары трения. Но если вязкость ниже определенного предела, масло выдавливается из зоны трения, что приводит к непосредственному контакту между трущимися поверхностями и, как следствие, к их ускоренному изнашиванию. Как известно, нагрузки в парах трения ведущих мостов автомобилей ВАЗ не малые. Это значит, что в середине пятна контакта зубьев шестерен главной пары будет усилие порядка 1700 кгс. при значительной скорости проскальзывания шестерен относительно друг друга. Более того, повышенная вязкотекучесть маловязких масел может стать причиной течи масла через уплотнения.

Напротив, слишком густое трансмиссионное масло, хотя и обеспечивает высокую несущую способность пар трения, но создает при этом повышенное сопротивление вращению, нежелательный рост рабочих температур, повышение картерного давления и, как следствие этого, выдавливание  масла все через те же уплотнения.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно заключить, что слишком высокое или, напротив, слишком низкое значение кинематической вязкости ( за пределами допустимых) отрицательно сказываются на работе редуктора и трансмиссии в целом.

Динамическая вязкость трансмиссионного масла - значение, характеризующее сопротивление масла сдвигу когда оно густеет. Фактически это низкотемпературные свойства масел, оказывающие существенное влияние на работу агрегатов трансмиссии в условиях начала движения автомобиля с места после длительной стоянки при отрицательных температурах.

Температура застывания масла указывает не более как на возможность перелить масло из упаковочной канистры в картер того или иного агрегата трансмиссии, не прибегая к его дополнительному подогреву. Однозначной взаимосвязи температуры застывания масла с его пусковыми свойствами на холоде не существует. При обозначенной в маркировке трансмиссионного масла температуре застывания часть легких фракций ещё находится в жидком состоянии и, хотя застывшее масло в идеале представляет собой твердое тело, предел его механической прочности относительно не велик. Все это означает, что даже при застывшем масле сохраняется возможность проворачивания шестерен без приложения к ним опасных крутящих моментов.

Исходя из этого следует, что хотя температура застывания должна быть ниже той температуры при которой определяют динамическую вязкость для масел отдельного класса, на самом - же деле температурный предел применения масла данного класса ниже температуры его застывания. При дальнейшем понижении температуры масло становится настолько прочным, что без его предварительного подогрева затрудняется перемещение деталей агрегатов и может, соответственно, привести к их поломке.

Итак, трансмиссионные масла должны, с одной стороны, сохранять высокую вязкость при рабочих температурах для того, чтобы не разрушалась масляная пленка и нормально уплотнялись зазоры. С другой стороны, не становиться слишком вязкими при отрицательных температурах окружающей среды для того, чтобы в начале работы агрегатов холодное масло не препятствовало вращению шестерен. Способность масла соответствовать этим требованиям отражает параметр, называемый индексом вязкости.

Индекс вязкости - условный показатель, характеризующий степень изменения вязкости того или иного трансмиссионного масла в зависимости от температуры. Чем больше в числовом выражении показатель индекса вязкости, тем шире температурный интервал применения масла. Для потребителя это означает максимальную всесезонность при прочих равных условиях, а именно, при перегреве масло с наивысшим индексом вязкости медленнее “разжижается”, при экстремальных холодах, напротив, медленнее “загущается”.


 

содержание раздела

1. введение в понятие "трансмиссионные масла"

2. Физико-механические свойства трансмиссионных масел

3. классификация трансмиссионных масел по вязкости

4. классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам

5. виды и составы трансмиссионных масел

6. присадки в составе масла

7. выбор масла для редуктора

8. маркировка трансмиссионных масел

9. "минералка" или "синтетика"?

10. сроки замены масла


ещё по теме:

- редуктор ВАЗ: голая правда о редукторе и его ремонте

- часто задаваемые вопросы

- карта сайта


новости ресурса

11.10.09

расширен раздел "автомобильный бензин"


11.11.09

начата публикация раздела "ремонт и регулировки редуктора заднего моста  ВАЗ"


21.02.10

начата публикация раздела "ремонт редуктора ВАЗ в вопросах и ответах"


05.09.10

добавлена возможность просмотра фотографий в увеличенном формате"


06.10.10

добавлен раздел "ещё по теме"


09.10.10

добавлена возможность поиска  по сайту


сайт на сайте

ремонт редукторов

- автомобильный бензин

- пластичные смазки

- аккумуляторы




  Яндекс цитирования




Сайт создан в системе uCoz