|
|
автомобильный бензинВ настоящее время бензиновые двигатели внутреннего сгорания не уступают своего места своим ближайшим родственникам – дизелям и двигателям, работающим на газе. Поэтому есть смысл разобраться, что же представляет собой этот вид топлива, как оно сгорает, приводя в движение наши автомобили, и что мешает этому процессу. Автомобильный бензин – почти бесцветная жидкость (если разговор идет о бензине высокого качества), замерзающая при температуре ниже -60 градусов Цельсия. Представляет собой смесь углеводородов различного строения и способная в парообразном состоянии образовывать взрывчатые смеси при достижении концентрации паров бензина в воздухе 75…125г/м3. 1. получение бензинаНа заре развития автомобилестроения основная потребность в бензине удовлетворялась в основном продуктами прямой перегонки нефти, в результате которой происходило разделение нефти на множество различных фракций, выкипающих при различной температуре.
С развитием автоиндустрии прямая перегонка нефти не могла уже удовлетворить потребность в бензине, не смотря на то, что добыча нефти постоянно наращивалась. Для получения автомобильного топлива возникла потребность в более новых методах переработки нефти и здесь на помощь пришел такой физико-химический процесс как крекинг, разработанный ещё в годы первой мировой войны. Суть данного процесса заключается в расщеплении крупных молекул нефти на более мелкие молекулы. Крекинг позволяет извлечь из нефти дополнительно до 15-ти процентов бензина. Крекинг разделяется по технологии на несколько видов:
При термическом крекинге возможно получение бензина с октановым числом порядка 68…70, т.е. тех марок, которые в настоящее время практически не используются. Применение катализаторов при каталитическом крекинге позволило существенно увеличить выход бензина, а также значительно повысить его октановое число. В настоящее время при производстве автомобильных бензинов каталитический крекинг практически полностью вытеснил термический. Таким образом, при перегонке парафиновых нефтей добываемых сегодня в нашей стране получается автомобильный бензин с очень низким октановым числом. Но, к счастью, есть процесс, позволяющий значительно поднять октановое число, а, значит, и качество бензина. Этот процесс называется технический реформинг, при котором с повышением температуры перегонки нефти происходит преобразование бензина. В результате термического реформинга низкооктановые парафиновые углеводороды превращаются в высокооктановые. В настоящее время для производства высококачественных бензинов применяют каталитический реформинг. В качестве катализатора при этом используют платину. Бензины с высокооктановым числом получают смешиванием бензинов каталитического крекинга и каталитического реформинга с введением в смесь высокооктановых добавок и этиловой жидкости. В состав последней, в свою очередь, входит смесь тетраэтилсвинца, бромистый этил и другие компоненты. Однако их значительная токсичность заставляет в наши дни ограничивать применение бензина с такими антидетонационными присадками. Но и в этом случае выход был найден: вместо тетраэтилсвинца (этилированные бензины) в бензин добавляют изопентан и алкилбензин, которые получают из природного газа. Изопентан кипит уже при температуре 28 градусов, что ограничивает его содержание в конечном продукте – бензине 15-20%. Алкилбензин по температуре кипения близок к автомобильным сортам бензина. Из всего вышесказанного следует, что для получения высокооктановых бензинов необходимо в их состав вводить бензин, получаемый в результате очень дорогостоящих и сложных технологических процессов. Если ко всему этому добавить, что добыча нефти с каждым годом значительно усложняется и, более того, учитывая конъюнктуру спроса и цены на нефть на мировых рынках, становится понятной истинная стоимость такого необходимого продукта как автомобильный бензин. |
| |||||||||
© Copyright 2009 |