3. Классификация трансмиссионных масел по вязкости.
Всё то многообразие производимых трансмиссионных масел, предназначенных для разнообразной техники, вызвало острую необходимость разработки и использования классификаций масел, которые, в свою очередь, позволяют правильно решить вопрос выбора определенной марки масла для данной конкретной конструкции трансмиссии. На сегодняшний день существуют две общепризнанные классификации, делящие все трансмиссионные масла на классы по вязкости:
1. Российская классификация по ГОСТ 17479.1-85;
2. Зарубежная классификация SAE ( Общество автомобильных инженеров ).
1. Классификация трансмиссионных масел по вязкости на основе ГОСТ 17479.1-85
Российский стандарт разделяет масла по вязкости на четыре класса: 9, 12, 18, 34 в зависимости от уровня их кинематической вязкости при 100 °С. Увеличение от класса к классу показателя свидетельствует о нарастании, соответственно, кинематической вязкости представленного масла. Ознакомиться с данной классификацией по ГОСТ 17479.1-85. можно в таблице, приведенной ниже.
Класс вязкости
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с
Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·c, °С, не выше
9
6,00-10,99
-35
12
11,00-13,99
-26
18
14,00-24,99
-18
34
25,00-41,00
-
2. Классификация трансмиссионных масел по вязкости SAE
Наиболее же детального рассмотрения заслуживает классификация SAE, так как её требования намного полнее ГОСТовских, да и трансмиссионные масла с данной маркировкой сегодня встречаются в продаже намного чаще. Данные требования позволяют судить о реологических свойствах масел, зависящих от температуры и скорости сдвига ( течения ). Впрочем, для автовладельца, как потребителя, эти тонкости не так и важны: они определяют лишь диапазон применимости того или иного наименования масла. Поэтому на конечном продукте, а именно, на маркировке тары в торговой сети, они остаются за кадром. Выбор же подходящего масла, среди прочих, следует осуществлять основываясь на требованиях завода - изготовителя автомобиля, пробега, сезонности использования и условий эксплуатации. На сегодняшний день классификация SAE разделяет трансмиссионные масла по вязкости на шесть классов:
Класс вязкости
Кинематическая вязкость при 100 °С, мм2/с
Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·c, °С, не выше
не менее
не более
зимние
70-W
4.1
--
-55
75-W
4,1
--
-40
80-W
7,0
--
-26
85-W
11,0
--
-12
летние
90
13,5
24,0
--
140
13,5
41,0
--
250
41,0
--
--
Из представленной таблицы видно, что согласно данной классификации существуют четыре зимних ( с индексом W ( Winter - зима )) и три летних класса масел. Если масло является всесезонным, оно имеет двойную маркировку. Например: SAE85W-90, SAE85W-140 и т.д. О том, как расшифровывается маркировка масла описано в соответствующей главе: "маркировка трансмиссионных масел".
В соответствии с классом вязкости ограничены допустимые пределы кинематической вязкости при 100 °С и отрицательная температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па·с. Эта вязкость считается предельной, так как при ней еще обеспечивается надежная работа агрегатов трансмиссий.